Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев
 

Регина Борисовна Вендровская

Виктор Николаевичь Сорока-Росинский Ц

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ*

В.Н.Сорока-Росинский Ч выдающийся отечественный педагог-гуманист. По богатству творческой мысли и результативнос­ти практической деятельности он заслужил право стоять в одном ряду с П.П.Блонским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко. Долгое вре­мя его имя было мало известно педагогической общественности. Однако сегодня, в преддверии XXI века, его идеи о путях разви­тия русской национальной школы, воспитании в духе гуманизма и подлинной духовности приобрели исключительную актуаль­ность.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 25 ноября 1882 г. в украинском городке Новгород-Северском, в семье офи­цера, полковника Николая Сороки, отличившегося в русско-ту­рецкой войне 1877Ч1878 гг. Окончив гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского универси­тета. По окончании университета в 1906 г. В.Н.Сорока-Росинский начал преподавательскую работу в гимназиях, в том числе в известной Стрельнинской гимназии. На протяжении всей своей педагогической деятельности он интересовался и психологией и даже два года проработал в психологической лаборатории Воен­но-медицинской академии, которой руководил видный отечественный психолог А.Ф.Лазурский. Стремление соединить педагогику с психологией было характерно для В.Н.Сороки-Росинского: думая о путях воспитания или перевоспитания детей и подро­стков, он прежде всего стремился постичь их природу, понять их психологические особенности.

В период с 1906 по 1917 г. Сорока-Росинский опубликовал ряд работ, посвященных вопросам обучения и воспитания. Его статьи систематически появлялись на страницах педагогических журна­лов. Круг его интересов широк: философские и методологические вопросы психологии; проблемы национальной психологии и пути развития русской национальной школы; вопросы воспитания, в том числе трудных и аномальных детей и подростков; взаимоотношения учителей и учащихся и многое другое. В основе деятельности В.Н.Сороки-Росинского Ч его стремление способствовать подъему культурного и образовательного уровня народа, преобразованию русской школы на началах гуманизма и демократии.

Наиболее полно идеи В.Н.Сороки-Росинского тех лет были представлены в серии статей, опубликованных в 1916 г. в извест­ном педагогическом журнале «Русская школа» и представлявших по существу единую монографию. Эти статьи назывались «Пути русской национальной школы» и отличались как широтой поставленных вопросов, так и глубиной содержащихся ответов.

Октябрьская революция 1917 г., установление советской вла­сти сопровождались полным отказом от предшествующей традиции во всех областях общественной жизни. Коммунистическая идеология поставила задачу крутой ломки веками формировавшегося исторического сознания народных масс. Началом под­линной истории России рассматривалась Октябрьская револю­ция. Провозглашалось абсолютное преимущество классового подхода над общечеловеческими ценностями. Интернациона­лизм, чаяния мировой революции противопоставлялись нацио­нальному сознанию и патриотизму. Новое революционное миро­воззрение должно было включать в себя и воинствующий атеизм, отрицающий с классовых позиций не только церковные догмы, но и историю духовной культуры, социально-политичес­кую роль духовенства в истории Российского государства.

Совокупность этих идей была заложена в основу образования и воспитания молодежи, формирования активной личности строителя нового социалистического общества. В соответствии с духом времени эта система была жестко политизирована и предполагала полное соединение обучения и воспитания с по­литической, экономической и идеологической жизнью страны. И вместе с тем именно в это время, в рамках или вне рамок школы, возникли воспитательные системы, которые носили подлинно гуманистический характер и, сохраняя включенность детей в жизнь страны, воспитывали их в духе общечеловеческих ценностей.

Создатели этих систем, оригинальных учебных заведений были яркими и одаренными педагогами с четко выраженной гума­нистической и демократической ориентацией, которая сложи­лась еще в дореволюционное время (С.Т.Шацкий, Я.И.Попова, О.В.Кайданова и др.). В своей просветительской деятельности они опирались на прогрессивные традиции предшествующего периода, передавая их как эстафету будущим поколениям педа­гогов. В их ряду достойное место занял и Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Можно предположить, что ломка приорите­тов и ценностей, произошедшая в октябре 1917 г., потребовала от него немалого мужества, чтобы найти свое место в жизни.

Сорока-Росинский продолжил свою преподавательскую дея­тельность. В 1918Ч1920 гг. он работал в Путиловском училище им.Герцена, которым руководил В.А.Гердт, представитель изве­стной династии русских педагогов, создавший школу нового ти­па с прекрасным педагогическим коллективом. С 1920 по 1925 г. В.Н.Сорока-Росинский возглавлял школу для трудновоспитуемых детей и подростков им Ф.М.Достоевского в Петрограде. В последующие годы он преподавал в ряде школ Ленинграда, за­ведовал 39-й школой Центрального района, работал в Торфяном техникуме для трудновоспитуемых, в школе для психоневротиков при Ленинградском педологическом институте. Одновременно был сотрудником этого института вплоть до его закрытия в 1936 г.

В годы войны В.Н.Сорока-Росинский пережил все тяготы ле­нинградской блокады. В состоянии крайнего истощения он был эвакуирован на Алтай, а затем переехал в Киргизию. Работал в педагогических учебных заведениях и органах народного образования.

В Ленинград В.Н.Сорока-Росинский вернулся в 1948 г. и вновь окунулся в педагогическую деятельность: преподавал в ле­нинградских школах, разрабатывал вопросы методики препода­вания русского языка и географии, писал воспоминания. Но го­ды брали свое, здоровье было подорвано, и работать в полную силу Виктор Николаевич уже не мог. Он организовал детский клуб на дому Ч «академию», как шутливо ее называл. Помогал ребятам, отстающим по русскому языку, играл с ними в орфографическое лото. В его тесной комнате дети слушали увлека­тельные рассказы по истории, литературе, искусству. Он ходил с ребятами по Ленинграду, знакомил их с историей и архитектурой города, ездил с ними на море.

В.Н.Сорока-Росинский погиб 1 октября 1960 г. Он поехал за билетами в кино, чтобы порадовать отстававшую в учении больную девочку, наконец-то получившую первую пятерку. Плохо видя и слыша, он не заметил приближавшегося трамвая. Так, с билетами, зажатыми в руке, он и умер на больничной койке.

Биография В.Н.Сороки-Росинского не изобилует яркими событиями и карьерными взлетами. На первый взгляд она даже ка­жется обыденной. Жил, как и большинство его современников, честно трудился, погруженный в тяготы и надежды эпохи. Но это была жизнь человека, обладавшего ярким темпераментом, недюжинным умом, большим личным обаянием. Однако в условиях тоталитарной системы ум и талант его, как и многих его современников, оказались невостребованными.

Новые времена, которые переживает современная Россия, разрыв с тоталитарным прошлым и строительство подлинно де­мократического государства потребовали создания иной школы, разнообразной по форме и демократической по содержанию. И в решении этих сложных задач мы вновь обращаемся к опыту на­ших выдающихся предшественников, стремясь найти в их педа­гогическом наследии ответы на волнующие нас современные проблемы. С этой точки зрения круг идей, рассмотренных в ра­ботах В.Н.Сороки-Росинского, как дореволюционного, так и послереволюционного периодов, несомненно актуален и представ­ляет значительный интерес.

Один из ведущих мотивов педагогического наследия В.Н.Сороки-Росинского Ч необходимость создания подлинно нацио­нальной русской школы. Развивая идеи К.Д.Ушинского о народ­ном характере воспитания, Сорока-Росинский подходит к этой проблеме с психологической точки зрения, рассматривая, по существу, вопрос о менталитете народа, его национальном своеоб­разии. Весьма актуально звучат мысли В.Н.Сороки-Росинского о том, что именно национальным своеобразием народа определя­ются цели и особенности образования и воспитания, при этом педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому.

Будучи истинным гуманистом, В. Н. Сорока-Росинский рассматривает национальное сквозь призму общеэтических принци­пов и общечеловеческих идеалов и только в этом случае призна­ет его педагогическую ценность. Он резко разграничивает наци­ональный и националистический подходы к воспитанию, осуждает попытки поставить свою нацию выше других народов, приписать ей некую особую миссию, которую она выполняет на земле, выпячивать «светлые» и затушевывать «темные» стороны русской жизни. Внушение детям нетерпимости к иной нации и возведение национального эгоизма в принцип личного поведе­ния противоречат, по мнению Сороки-Росинского, самой сущности педагогики, превращают национальное воспитание в «аморальное начало».

Развитие подлинно национальной школы возможно на осно­ве решения ряда социальных проблем. Прежде всего, школа де­мократического государства должна стать всеобщим, обязатель­ным для всех детей учреждением. Эта школа должна быть вне политики, ибо, как отмечал В.Н.Сорока-Росинский, «школа и политика лежат в разных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь развращение несовершен­нолетних». Подобная позиция вытекала из его принципов, поскольку он рассматривал педагогику не столько как науку, сколько как этическую систему, которая должна регулироваться общими этическими ценностями истины, добра и красоты. Но это вовсе не значит, что он не придавал значения социальному воспитанию. В условиях демократизации общества и всеобщего обучения как никогда возрастает роль школы в воспитании у учащихся чувства гражданской ответственности. По словам Сороки-Росинского, школа должна воспитывать так, как будто «каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей, где необходимо иметь хорошо воспитанное государственное чутье и чувство огромной нравственной, преж­де всего ответственности». Придерживаясь демократических взглядов, будучи сторонником предоставления каждому гражда­нину широких возможностей, введения всеобщего избирательно­го права. Сорока-Росинский понимал, сколь опасно для общест­ва отсутствие у людей чувства ответственности или незнание своих прав. Именно поэтому в условиях демократического общества возрастают воспитательные функции школы.

Чрезвычайно современно звучат мысли В.Н.Сороки-Росинского о значении семейного воспитания. Резко критикуя попыт­ки создать средствами воспитания новую, лучшую «породу» лю­дей, отгородив детей с самого раннего возраста от влияний се­мьи, Сорока-Росинский показывает значение семейного воспитания как основы формирования личности ребенка. Он подчеркивает и выделяет роль религии как духовной основы се­мейного воспитания, скрепляющей семью, дающей ей нравственное единство и одну общую высшую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи от самого старшего до самых маленьких.

Другим важнейшим фактором семейного воспитания является совместный труд членов семьи. Он лучше всяких проповедей и поучений воспитывает ребенка в любви к работе, формулирует у него чувство собственного достоинства, прививает презрение к тунеядцам, бездельникам и лодырям. И хотя в городской семье решение этих проблем является делом достаточно сложным, са­ма постановка вопроса актуальна и для нашей современности.

Необходимым условием семейного воспитания является приобщение детей к подлинно народной культуре. Песня, сказка, народная музыка Ч все эти проявления народного творчества, идущие из глубины веков, воспитывают у человека национальное чувство, формируют его национальную индивидуальность. Зарождаются и формируются эти особенности в семье, с колы­бельными песнями матери.

В.Н.Сорока-Росинский констатировал кризис семейного воспитания в современном ему русском обществе. С горечью и болью он писал о том, что вместо духовной и трудовой организации, живущей общей жизнью, семья превратилась в общую сто­ловою и ночлежку. Проблемы семейного воспитания остро стоят и в наши дни. Пути их решения, предложенные выдающимся пе­дагогом, заслуживают внимания и сегодня, потому что принад­лежат к тем вечным ценностям, которые всегда будут волновать человечество.

В.Н.Сорока-Росинский полагал, что в условиях кризиса семьи, вызванного резкими изменениями в общественной жизни, ломкой традиций, именно школа должна взять на себя функции, во многом утерянные семьей, и прежде всего сохранение соци­ального здоровья нации. Для этого она должна быть националь­ной. Сорока-Росинский писал об этом убедительно и проникно­венно: «...традиции и идеалы, общие чувствования, соединявшие ранее семью, национальная школа должна будет взять из того, что является таким врожденным, интимным и близким, как и се­мья, Ч из сущности родной страны и родного народа». Национальное начало должно лежать в основе образования и воспита­ния, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной, Ч таков основной тезис В.Н.Сороки-Росинского, заложенный им в основу теории создания русской нацио­нальной школы.

Рассматривая национальную культуру как высшее проявле­ние духовной жизни нации в общемировом процессе, В.Н.Сорока-Росинский с гордостью писал о величии русской культуры, которую рассматривал как общечеловеческое достояние: «...Русская культура, как и всякая национальная культура, является тем высшим проявлением творческого гения народа, где он выходит из пределов своей национальной особности и превращается в общечеловеческое достояние, где он становится необходимым для всех других народов».

В современных условиях весьма актуальна мысль В.Н.Сороки-Росинского об объединяющей роли русской культуры для представителей многочисленных народностей России, вынуж­денных в силу исторических, экономических и, культурных условий жить «под одной крышей». Это вовсе не означает на­сильственного насаждения русской культуры, силовых методов ее внедрения. Будучи высшей этической и художественной ценностью, она может очаровывать, привлекать и пленять любого человека независимо от его национальности.

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz