Михаил Викторович Богуславский 1921* В.Н. Сорока-Росинский Всегда обидно, когда человек не может реализовать те таланты, которые ему даны от Бога. Это в полной мере относится к судьбе одного из самых талантливых и значимых российских педагогов Виктора Николаевича Сороки-Росинского (1882-1960). Уже в дореволюционные годы он заявил о себе весомо и ярко. Его фундаментальная работа «Путь русской национальной школы» привлекла всеобщее внимание глубиной и оригинальностью рассмотрения этого сложного и острого вопроса. Но, заявив о себе, как о незаурядном педагогическом мыслителе, Сорока-Росинский с головой погружается в изучение психологии и, прежде всего, того раздела, который был связан с различными нарушениями детской психики. Он занимается в Военно-медицинской академии у Бехтерева, затем работает в психологической лаборатории Лазурского. Складывается впечатление, как будто Виктор Николаевич предвидел то, чем ему придется заняться в 20-е годы, и тщательно готовился к главному делу своей жизни. В 1921 году Сорока-Росинский возглавляет «Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» Ч легендарную «Республику Шкид». Кстати, совершенно неправильно судить о деятельности этой школы по одноименной книге или другому тоже популярному произведению Ольховского и Евстафьева «Последняя гимназия». Хотя эти издания и обеспечили школе неслыханную популярность, они доставили Виктору Николаевичу много неприятностей и страданий. До конца дней он стремился отделить себя от образа Викниксора, доказать, что его педагогическая система была намного глубже и гуманнее, чем это казалось совсем тогда юным 17-19-летним авторам нашумевших произведений. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой Ч плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок Ч имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность Ч на творческую интеллектуальную познавательную деятельность. Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Оказавшись в Шкиде, они попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда Ч в день проводилось по 10 уроков. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Причем, в Шкиде все это носило характер настоящих «эпидемий». Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников. Однако движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 г. его насильно вырывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. Пока в 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому не было принято специальное решение Ч ему официально запретили работать в школе. Затем он работал в различных учреждениях для психоневротиков, а после разгрома педологов переключился на более спокойную деятельность Ч методику преподавания русского языка. Выйдя на пенсию, он все равно не мог жить без детей и собрал у себя на дому, как он шутя называл, «академию». Педагог совершенно бесплатно занимался с отстающими в учебе детьми, беседовал с ними о литературе, истории, искусстве, водил на экскурсии по городу. Даже погиб он символично. Спешил в кино за билетами для девочки Ч его воспитанницы, чтобы поощрить за полученные пятерки, и попал под трамвай... «Пролетарский лицей» Так в первой половине 20-х годов в Ленинграде называли школу им. Достоевского. И в значительной мере не без оснований Ч действительно, с большой поправкой на конкретно-исторические условия детище Сороки-Росинского отчасти напоминало Царскосельский лицей. Только учились в нем не дети дворян, а подобранные на улицах беспризорные. В центр образовательной деятельности было положено учение, но осуществляемое в трактовке известного педагогического направления «Школа действия». Смысл состоял в том, чтобы весь учебный материал претворялся учащимися в разнообразную творческую деятельность Ч инсценировку и игру. Все это порождало стимулы к напряженной познавательной деятельности. Вместе с тем не следует забывать, что это была школа для трудных подростков, которые периодически устраивали «бузу». Для возмутителей спокойствия, впадавших в буйство, в школе действовал карцер, и он редко пустовал. Основным принципом работы было стимулирование самостоятельности, самодеятельности учащихся, которые вместе с тем понимали Ч им необходимо учиться, «чтобы выйти в люди». Характерно, что уже после изгнания Сороки-Росинского в 1930 г. на вечере в школе побывал один из авторов «Республики Шкид» Л. Пантелеев. По его выражению, «это был типичный детский дом. Малоинтеллигентный заведующий, унылые, скучные лица ребят. И я понял, что такое была наша Шкида».
*М.В.Богуславский ХХ век российского образования.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-336.- С.80-82.
|