Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев
 

Михаил Викторович Богуславский

1921*

В.Н. Сорока-Росинский

Всегда обидно, когда человек не может реализовать те та­ланты, которые ему даны от Бога. Это в полной мере отно­сится к судьбе одного из самых талантливых и значимых российских педагогов Виктора Николаевича Сороки-Росинского (1882-1960). Уже в дореволюционные годы он заявил о себе весомо и ярко. Его фундаментальная работа «Путь русской национальной школы» привлекла всеобщее внимание глубиной и оригинальностью рассмотрения этого сложного и ос­трого вопроса. Но, заявив о себе, как о незаурядном педагогичес­ком мыслителе, Сорока-Росинский с головой погружается в изу­чение психологии и, прежде всего, того раздела, который был свя­зан с различными нарушениями детской психики. Он занимается в Военно-медицинской академии у Бехтерева, затем работает в психологической лаборатории Лазурского. Складывается впечат­ление, как будто Виктор Николаевич предвидел то, чем ему придется заняться в 20-е годы, и тщательно готовился к главному делу своей жизни.

В 1921 году Сорока-Росинский возглавляет «Школу социаль­но-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для труд­новоспитуемых» Ч легендарную «Республику Шкид». Кстати, со­вершенно неправильно судить о деятельности этой школы по од­ноименной книге или другому тоже популярному произведению Ольховского и Евстафьева «Последняя гимназия». Хотя эти изда­ния и обеспечили школе неслыханную популярность, они доста­вили Виктору Николаевичу много неприятностей и страданий. До конца дней он стремился отделить себя от образа Викниксора, доказать, что его педагогическая система была намного глубже и гуманнее, чем это казалось совсем тогда юным 17-19-летним ав­торам нашумевших произведений.

Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой Ч плетением корзин, изготовлением пособий, обработ­кой грядок Ч имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность Ч на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.

Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к ис­коверканным войной и лишениями душам своих питомцев. Мно­гие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной пси­хикой. Оказавшись в Шкиде, они попадали в атмосферу напря­женного интеллектуального труда Ч в день проводилось по 10 уроков. Но главным воспитателем в школе оказывалось творче­ство. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления поднять­ся к вершинам творчества. Причем, в Шкиде все это носило ха­рактер настоящих «эпидемий». Дух напряженной интеллектуаль­ной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников.

Однако движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 г. его насильно вы­рывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. Пока в 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому не было принято специальное решение Ч ему официально запретили работать в школе.

Затем он работал в различных учреждениях для психоневроти­ков, а после разгрома педологов переключился на более спокой­ную деятельность Ч методику преподавания русского языка.

Выйдя на пенсию, он все равно не мог жить без детей и собрал у себя на дому, как он шутя называл, «академию». Педагог совер­шенно бесплатно занимался с отстающими в учебе детьми, бесе­довал с ними о литературе, истории, искусстве, водил на экскур­сии по городу.

Даже погиб он символично. Спешил в кино за билетами для девочки Ч его воспитанницы, чтобы поощрить за полученные пятерки, и попал под трамвай...

«Пролетарский лицей»

Так в первой половине 20-х годов в Ленинграде называли школу им. Достоевского. И в значительной мере не без ос­нований Ч действительно, с большой поправкой на конк­ретно-исторические условия детище Сороки-Росинского отчасти напоминало Царскосельский лицей. Только учились в нем не дети дворян, а подобранные на улицах беспризорные.

В центр образовательной деятельности было положено учение, но осуществляемое в трактовке известного педагогического на­правления «Школа действия». Смысл состоял в том, чтобы весь учебный материал претворялся учащимися в разнообразную твор­ческую деятельность Ч инсценировку и игру. Все это порождало стимулы к напряженной познавательной деятельности.

Вместе с тем не следует забывать, что это была школа для труд­ных подростков, которые периодически устраивали «бузу». Для возмутителей спокойствия, впадавших в буйство, в школе действо­вал карцер, и он редко пустовал.

Основным принципом работы было стимулирование самосто­ятельности, самодеятельности учащихся, которые вместе с тем понимали Ч им необходимо учиться, «чтобы выйти в люди».

Характерно, что уже после изгнания Сороки-Росинского в 1930 г. на вечере в школе побывал один из авторов «Республики Шкид» Л. Пантелеев. По его выражению, «это был типичный детский дом. Малоинтеллигентный заведующий, унылые, скучные лица ребят. И я понял, что такое была наша Шкида».

 

*М.В.Богуславский ХХ век российского образования.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-336.- С.80-82.

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz