Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев
 

Наиболее ярким периодом в практической деятельности В.Н.Сороки-Росинского после революции была работа в школе для трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф.М.Достоевского. Полное название этого своеобразного учебного заведе­ния звучало так: «Школа социально-индивидуального воспита­ния имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых». Однако в историю школы и педагогики вошло название «школа имени Достоевского» или «Шкид». Опыт Шкиды стал явлением не только историко-педагогическим, но и литературным, потому что в 1927 г. вышла увлекательная книга «Республика Шкид», написанная бывшими ее воспитанниками Г.Белых и Л.Панте­леевым. Много раз переиздававшаяся, она вошла в золотой фонд советской детской литературы, хотя, надо признать, осве­щение жизни школы носило в ней довольно односторонний ха­рактер Ч лишь со стороны воспитанников, но не педагогов. Вероятно, поэтому педагогическая сторона повести долго остава­лась вне поля зрения нашей педагогической науки, видевшей в ней лишь хорошую детскую книжку.

Анализируя деятельность Сороки-Росинского Ч создателя и руководителя школы им. Достоевского, задаешься вопросом: как эволюционировали его взгляды в новых исторических условиях? Человек сдержанный и немногословный, Сорока-Росинский в советское время не декларировал своих взглядов. Да это было и небезопасно. По понятным причинам он не мог писать о религи­озных основах воспитания, недопустимости вовлечения учащих­ся в политику, приоритетной роли национальной школы. Одна­ко глубокое уважение выдающегося педагога к личности ребенка, подростка, признание его права на собственное мнение, вы­движение культуры и образованности как первостепенного усло­вия воспитания полноценной личности Ч все эти идеи неизменно проходят через гуманистическую деятельность Сороки-Росинского.

Ему пришлось работать с детьми-беспризорниками, лишенными семьи, пристанища, жизненных ориентиров, прошедших, как говорится, огонь, воду и медные трубы. В своих статьях, на­писанных в 1923Ч1924 гг., как раз в то время, когда он возглав­лял школу им. Достоевского, Сорока-Росинский с глубоким сочувствием и теплом, пониманием детской психологии вскрывал причины, травмировавшие характеры и судьбы этих детей. «Прошлое воспитанников, Ч писал он, Ч обыкновенно очень богато различными переживаниями далеко не детского характера, судьба долго кидала их по разным местам. Вот цифры различных учебно-воспитательных учреждений, в которых побывали на своем веку прежде, чем попасть в названную школу, наши питомцы: в двух побывало 14%, в трех Ч 16%, в четырех Ч 12%, в пяти Ч 13%, в шести Ч 11%, в семи Ч 3%, в восьми Ч 3%, в девяти Ч 2% и в 11 Ч 2%. Таким образом, нормой является перемена по крайне мере 4Ч5 детских учреждений Ч цифра очень красноре­чивая. Ведь побывать в течение детской жизни, как раз в ту по­ру, когда ребенок всего сильнее жаждет ласки, привязанности и сочувствия, в пяти местах, пять раз привязываться к людям и ме­сту, пять раз порывать все дружественные связи, пять раз поте­рять всех друзей и близких, означает полное опустошение в об­ласти самых ценных и интимных нравственных чувств, это озна­чает превращение в бездомного бродягу, для которого нет ниче­го своего, ничего дорогого и близкого Ч какой-то ужасный духовный нигилизм». Сталкиваясь с детьми, изломанными жиз­нью, часто психически неуравновешенными, Сорока-Росинский сумел разглядеть среди трудновоспитуемых талантливые, богато одаренные натуры. Нужен был поистине гигантский труд, чтобы помочь этим детям преодолеть тяжкое наследие их прошлого опыта. Опираясь на свой педагогический талант, педагогический опыт и демократические идеалы, В.Н.Сорока-Росинский сумел создать воспитательную систему, отличавшуюся подлинным гу­манизмом, и добиться поразительных результатов в перевоспита­нии трудных подростков.

В воспитательной системе, созданной Сорокой-Росинским, на первом месте было глубокое уважение к культуре, труду пости­жения знаний, стремление воплощать их на практике. Основным видом деятельности, сплачивающим коллектив, было ученье. В.Н.Сорока-Росинский сумел помочь полуголодным, полураздетым детям забыть о голоде и холоде, создав атмосферу жажды знаний. «Нас лечили трудом, Ч вспоминал впоследствии воспи­танник школы Л.Пантелеев, Ч но трудом не физическим, не пе­реплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой 10 уроков в день, летом, кажется, шесть или семь. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру». Творчески применяя исследовательский метод и инди­видуальный подход, связывая обучение с актуальными проблема­ми окружающей жизни, педагоги под руководством В.Н.Сороки-Росинского воплощали на практике выдвинутый им еще в преж­нее время лозунг «всякое знание превращать в деяние», всеми способами старались доказать ребятам, что только знания помо­гут им «выйти в люди».

Осмысливая опыт В.Н.Сороки-Росинского по перевоспита­нию трудных подростков, невольно сравниваешь его путь с дея­тельностью других выдающихся педагогов того времени, и преж­де всего с опытом А.С.Макаренко, тем более что Сорока-Росинский в своих воспоминаниях не раз с большим уважением упо­минал имя Макаренко и весьма одобрительно отзывался о его деятельности. Но, сравнивая личности этих двух ярких педаго­гов, хотелось бы все-таки подчеркнуть уникальность опыта Сороки-Росинского. В отличие от большинства педагогов, зани­мавшихся перевоспитанием беспризорников на основе приобщения их к труду Ч сельскохозяйственному или промышленному, Сорока-Росинский воспитывал культурой. На то были свои объ­ективные и субъективные причины. Он не имел таких производ­ственных возможностей, которые были у А.С.Макаренко, да и воспитанники его были людьми другого сорта. Как писал Л.Пантелеев, ставший известным детским писателем, Виктор Николаевич в беседе с ним сказал как-то: «В сущности, мы с Макарен­ко делали одно дело. Разница только в том, что Макаренко был талантливее, во-первых, а во-вторых, ему было легче. Он имел все-таки дело с нормальными селянскими хлопцами, а я Ч с та­кой изощренной публикой, как ты и твой дружок (Г. Белых. Ч Р.В.), с начитанными, богато одаренными и до мозга костей ис­порченными питерскими плашкетами». Это высказывание инте­ресно не только само по себе, но и тем, как в нем отразился ха­рактер Сороки-Росинского. Он никогда не выпячивал свою лич­ность, скорее преуменьшал свою роль в педагогике, оставаясь истинным российским интеллигентом. И все же, каковы бы ни были объективные и субъективные причины подхода В.Н.Сороки-Росинского к методам и средствам перевоспитания трудных ребят, в основе лежало глубокое уважение к знаниям, культуре, к интеллектуальному труду, которое он пронес через всю жизнь.

Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Любой воспитанник имел право на выпуск сво­ей газеты, своего журнала, право на полемику. Здесь не было же­сткого контроля и навязывания мнений. В.Н.Сорока-Росинский был сторонником «духа соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный пе­дагог-гуманист он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопо­знания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы Сороки-Росинского.

Например, в своеобразной конкуренции многочисленных ученических газет и журналов победу одерживали те из них, ко­торые получали признание большинства коллектива как наибо­лее интересные по жанру, оформлению, остроте содержания. Никакого давления со стороны педагогов не было, да и не могло быть. Все это давало простор развитию самостоятельности и творчества. Не случайно именно из этой школы вышло немало людей, нашедших свое призвание в литературной деятельности, в интеллектуальном труде. Уровень культуры и образования, да­ваемый этой школой для трудновоспитуемых, был таков, что позволил выдающемуся детскому писателю С.Я.Маршаку срав­нить школу им.Достоевского с Царскосельским лицеем пушкин­ской поры.

Воспитывая у подростков принципиальность, ответствен­ность, самостоятельность мысли, Сорока-Росинский не только формировал их интересы, но в некоторых случаях, когда считал это целесообразным, сам шел навстречу интересам подростков, даже если они не совпадали с его убеждениями. Например, Сорока-Росинский считал, что школа должна быть вне политики. Но когда ребята потребовали ввести политграмоту в программу обучения и даже создали «подпольную организацию РКСМ», (для трудновоспитуемых не разрешалось создание такой ячейки в школе), он с пониманием отнесся к их желанию. Вдумчивый педагог увидел в этом не очередное увлечение, а стремление от­стоять свое право быть наравне с прочими гражданами страны. В признании гражданских прав ребят Ч залог их перевоспитания. Даже кружок юных коммунаров был организован при поддержке Сороки-Росинского.

Воспитанию чувства собственного достоинства во многом способствовало и самоуправление, введенное в школе. Само по себе оно вовсе не было оригинальным: учкомы в то время были повсеместно и играли очень заметную роль. Но здесь был особый случай Ч школа для трудновоспитуемых. И тем не менее Сорока-Росинский ввел самоуправление. Выборные старосты были не только по спальням и классам, но даже по кухне и гар­деробу, что, учитывая полууголовное прошлое большинства учеников, было нелегким решением. Однако, предоставляя своим подопечным самоуправление, директор ввел и соответствующие методы контроля. В Шкиде был и изолятор, к которому прибега­ли лишь в критических случаях, и система пяти разрядов, в зависимости от которых предоставлялись поощрения, в первую оче­редь отпуска. Самые примерные, если таковые были, имели первый разряд, самые бесшабашные Ч пятый. Система на первый взгляд кажется антипедагогичной. Но, как это часто бывает, дело заключалось не столько в системе, сколько в практике ее приме­нения. Все опиралось на заработанное во многих испытаниях до­верие ребят к своему заведующему и основному коллективу педагогов.

Решая задачи единства обучения и воспитания, В.Н.Сорока-Росинский подчеркивал необходимость формирования тесно спаянного учительского и ученического коллектива. Эта идея была заложена в основу созданной им воспитательной системы. «Лучшим критериумом воспитательской работы любого педаго­гического коллектива, Ч отмечал он, Ч является ответ на во­прос: удалось ли педагогам преодолеть то противостояние «мы» и «они», которое обычно возникает в любом учебном заведении». Для решения этой задачи в таком коллективе, каким являлась школа имени Достоевского, требовались педагоги особого зака­ла, обладавшие тонким педагогическим чутьем. Их отбирала са­ма жизнь. Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу, удержалось всего десять. Но это были, как писал Сорока-Росинский, «породистые», с четко выраженной личностью педагоги. Именно поэтому в школе удалось создать единый дружный коллектив, объединенный общими целями.

Школа, руководимая В.Н.Сорокой-Росинским, не знала со­циальных различий. Там учились ребята из разных семей Ч рабочих, ремесленников, интеллигенции, даже аристократов. Столь же различны по происхождению были и педагоги. Учите­ля и ученики жили общей жизнью, жизнью школы, со всеми ее повседневными заботами, радостями и драмами, не ведая соци­альных различий. Это было, пожалуй, основное, что отличало школу от внешнего мира, как бы многочисленны ни были взаи­мосвязи. Работая в условиях антигуманной среды, В.Н.Сорока-Росинский и его сподвижники воспитывали в детях гуманизм.

Опыт школы имени Достоевского, как и других воспитательных учреждений, возглавляемых видными педагогами-гуманис­тами 20-х годов, неповторим во всех своих деталях, ибо он слага­ется из бесчисленных обстоятельств, которые никогда не вернут­ся вновь. Но останется главное, характерное для этих коллективов Ч общий гуманистический настрой, преданность педагогов своему делу, преданность общечеловеческим ценностям и зреющее на этой почве понимание их воспитанниками чувства граж­данственности, веры в будущее, понимание того, что оно дости­жимо и ради него стоит работать.

Думая о том, чем важен опыт В.Н.Сороки-Росинского для новой российской школы, стоящей на пороге XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского вос­питания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к лич­ности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт Сороки-Росинского учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспи­танника. И, наконец, вся деятельность Сороки-Росинского, как и его педагогические размышления, Ч это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащи­мися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя.

Осмысливая путь, пройденный В.Н.Сорокой-Росинским, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. В.Н.Сорока-Росинский всегда стремился делать то, что было нужно его стране Ч будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных де­тей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы на­рода позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти.

* Р.Б.Вендровская Сорока-Росинский.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 224 с. (Антология гуманной педагогики).- С.5-15.

 

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz