Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев

Христо Форов

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Восстановление исторической справедливости:

реконструкция педагогической системы В.Н.Сороки-Росинского»

(36 ч.)

  Аннотация   Уважаемые студенты!   Вашему вниманию предлагается курс «Восстановление исторической справедливости: реконструкция педагогической системы В.Н.Сороки-Росинского». Актуальность данного курса вызвана вниманием к вопросам воспитания в последнее время после десятилетнего забвения в РФ. Памятуя пословицу: «Все новое – это хорошо забытое старое» - возникает необходимость реконструировать забытый опыт. Он действительно забыт, история несправедлива: одних она поднимает на щит, других предает забвению. Самое страшное наказание в истории – забыть. Некоторые из вас читали «Республику ШКИД». А знаете ли вы, что эту книгу написали 17-летние выпускники ш колы-коммуны им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых. Эта школа была создана в Петрограде по Старопетергофскому проспекту, 19. Один из авторов книги был арестован НКВД, погиб в лагере, в последствии реабилитирован. Книга находилась под запретом четверть века. Эта книга принесла славу авторам: А.М.Горький и С.Маршак восторженно отзывались о ней. Однако она сослужила плохую службу создателю этой школы, образ которого был теперь связан с художественным образом Викниксора. Оценивая педагогическую систему по книге, а не реально А.С.Макаренко и Н.К.Крупская определили этот опыт как неудачный. Важно отметить, что в книге представлен романтический взгляд беспризорников на свою жизнь, а не профессиональный анализ педагогической действительности. Поэтому наша задача – воссоздать, реконструировать педагогическую систему не только как вклад в историю педагогики, восстановление имени талантливого русского и советского педагога, но и для возможной реализации ее элементов в современной педагогической действительности. По крайней мере, общее в том, что и в 20-е годы и сейчас общество и школа находятся на этапе реформирования. Книга выдержала большое количество изданий, переведена на другие языки, ее тираж превысил миллион экземпляров. По мотивам книги в 1966 году режиссер Полок снял фильм, который до сих пор является популярным и демонстрируется по телевиденью. Практически все из вас знакомы с именем А.С.Макаренко, но мало кто знает В.Н.Сороку-Росинского, хотя они одновременно с 1920 года начали работать с беспризорниками. Опыт Виктора Николаевича в силу обстоятельств не получил широкого распространения. Петербуржцы, я обращаюсь к вам: никто не знает, где покоится прах великого педагога, в городе нет ни одной памятной таблички – ни на доме, где жил педагог, ни на здании школы, ни в нашем университете, где он работал методистом СПОН, я уже не говорю о памятнике. В нашем городе не вышло ни одной книги, посвященной анализу педагогической системы этой школы. Движимый мотивом восстановления исторической справедливости, я предлагаю вам этот курс. Он всего лишь явится первым шагом к созданию общества имени В.Н.Сороки-Росинского «Викниксор». Это будет общественная организация, решающая педагогические задачи. У реального общества будет виртуальный двойник. Данный курс основан на проектной деятельности, групповой работе поискового и исследовательского характера. Кроме лекций и семинаров, он предполагает выполнение самостоятельных заданий поискового характера: работа в музеях, архивах, библиотеках. Результатом работы явится собранный материал, фотодокументы, педагогические труды Виктора Николаевича, которые войдут в хрестоматию и книгу, посвященную 125-летию со дня рождения В.Н.Сороки-Росинского с указанием ваших фамилий (2007 г.). Если материалы позволят, то в перспективе возможно создание музея педагога или хотя бы его выставки. Мы приглашаем студентов, увлеченных информационными технологиями, так как еще одним результатом работы явится создание сайта в сети Internet . После окончания курса, собранные вами материалы будут помещены на сайт общества «Викниксор» (с указанием вашего авторства). Собранные материалы могут послужить основой продолжения вашей исследовательской и научно-педагогической деятельности: написание рефератов, курсовых и дипломных работ. Не сомневаюсь, что для кого-то из вас это будет началом сбора материала для кандидатской диссертации. Ваш личный результат будет представлен новым опытом (как реальным, так и виртуальным), расширяющим профессиональную компетентность. Важно указать и прагматический учебный результат. В связи с присоединением к Болонскому процессу в нашем вузе, как и в европейских университетах, вводятся европейские индикаторы – кредиты. Для получения диплома вам необходимо набрать определенную сумму кредитов. Данный курс обладает таким полномочием и явится вкладом в вашу копилку кредитов для получения диплома.

 

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz