Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев

 

Как все начиналось.

 

Началось все с формального изучения курса истории образования и педагогической мысли. Прочитали «Республику Шкид», преподаватель велел, обсуждали на семинаре, написали эссе, сравнили с современными школами. Посмотрели фильм. Заинтересовались, ведь это было в Питере, а где? Ц Никто не знал. Жаль, что он погиб под трамваем, и где похоронен - не знаем. Преподаватель, по-моему, увлечен Сорокой-Росинским и нас «заразил». Дал задание искать могилу великого педагога. Искали несколько человек, в Российской Национальной библиотеке по газетам, больше в Интернете Ц это привычней. Пытались выйти на архивы, в том числе МВД, он ведь погиб. Но безуспешно. Однако мы нашли адрес «Шкиды», дома, где жил Викниксор, его день рождения и гибели и многое другое, но загадок оставалось не меньше.

Студент.

Урок гражданственности

«Любовь к отеческим гробам»

А.С.Пушкин

Да, примерно так это и происходило. Только я работал не с одним курсом, факультетом и университетом, а везде, где я имел выход читать лекции по истории образования, ставился вопрос о В.Н.Сороке-Росинском. Но зерна, которые падали в землю, далеко не всегда прорастали. Однажды меня попросили заменить преподавателя, который заболел. Как раз был период развития образования в 20-е годы. Лекция и семинар прошли как обычно. После некоторого времени преподаватель встречает меня и говорит, что к нему обратилась студентка с вопросом, что сейчас находится в здании, где находилась Школа Достоевского, она хочет туда сходить. Из ста студентов проявила интерес лишь одна. И я сказал, - пришли эту девочку ко мне, мне такие нужны.

Но я хотел бы начать с прелюдии. Много лет назад я жил в древнем русском городе, которому более тысячи лет. У моей тещи, как и у всех жителей этого города, была традиция весной и осенью на родительскую субботу ходить на кладбище убирать могилы и поминать родственников. Но всегда она просила меня свозить ее еще на одно кладбище, где покоился ее учитель. Он взял ее лаборанткой химии в институт. Отмечая ее ум и способности, он предложил ей быть первой аспиранткой после защиты его докторской диссертации. Но неожиданно он умер. Семья его осталась в столице и хоронила его кафедра. Теща собрала по факультету средства и поставила памятник. Никто не ходил на эту могилку кроме ее в течение сорока лет. Ей уже за восемьдесят и она завещала нам, когда ее не станет, взять шефство над этой могилкой.

Поиск же могилы В.Н.Сороки-Росинского длился почти два года. Усилия студентов были безрезультатны, но из Интернета мы собрали сведения ряда кладбищ со списками. Однажды маститые историки педагогики мне сказали, что его прах находится на «Литератоских мостках». Я лазал по сугробам (дело было зимой), заглядывал в каждую надпись, замерзший возвращался ни с чем. На кладбищах мне советовали идти в архив, но надо было иметь похоронку. Иногда я себя спрашивал Ц зачем это мне и студентам? Ну, собери материал, ну, напиши книгу, зачем тебе могила.

Пытался искать родственников, знал, что у В.Н. есть сын, искал по адресным и телефонным справочникам Петербурга в Интернете. Впоследствии узнал, что, и сын уже умер. Пытался выйти на родственников Л.Пантелеева через Союз писателей, в надежде, что он завещал ухаживать за могилой своим детям и внукам.

Я узнал, что в Петербурге 48 кладбищ и в окрестностях Ц 52. Это искать иголку в стоге сена. У старожилов студенты узнали, что в 60-е годы хоронили на Южном и Парголовском кладбищах. У нас уже было многое: дата похорон в газетах, речи, которые произносились на свежей могиле, но мы по-прежнему не знали, где его прах.

Скажу честно, что надежда моя стала угасать. Однако, я узнал, что на «Литераторских мостках» находится могила Н.А.Радищева, но она утеряна. Когда я был в музее городской скульптуры (это второе название «Литераторских мостков»), то около церкви увидел современный памятник, стилизованный по 19 век, Н.А.Радищеву, который поставила Санкт-Петербуржская таможня. А на памятнике написано: «Начальнику Санкт-Петербуржкой таможни». К своему стыду я не знал, что Н.А.Радищев занимал такой пост. Еще я узнал, что таможня взяла шефство также над могилой актера БДТ Луспекаева, который сыграл в фильме «Белое солнце пустыни» честного таможенника с его сакраментальной фразой: «Ты же знаешь, я мзду не беру». Удивительно, что этот же актер сыграл в фильме Г.Полоки «Республика Шкид» учителя гимнастики.

Все это задело меня, а почему «учительский корпус» не может взять шефство за могилой классика, легендарного Викниксора. Тем более Петербуржцы, и студенты и учителя, он ведь жил и творил в этом городе. Можно же и на истории образования воспитывать молодое поколение. А ведь нигде в Петербурге, ни памятника, ни таблички талантливому педагогу. Всем ставят памятники, только не учителям. И я решил попытаться исправить это положение и создал со студентами это общество. Прежде всего Ц ради воспитания самих студентов. Но место захоронения по-прежнему оставалось неизвестным.

Я давно собирался связаться с музеем университета, но все как-то не выходило. И тут была очередная конференция, где я выступил о В.Н. и наших поисках, но никто нам не мог помочь. Конференция завершалась экскурсией в музей, и я мучительно ждал, когда она закончится, чтоб задать вопрос о В.Н.Сороке-Росинском. Оказалось, что директор тоже «фанатка» В.Н. с детства, после знакомства с фильмом «Республика ШКИД»; собиралась писать о нем диссертацию, собирала материал, участвовала в конференции, посвященной 100-летию В.Н. и была на кладбище, но 20 лет назад и место захоронения не помнит. Помнит, что на могиле стоял крест. Для меня это был шок.

На следующее утро, я помчался туда, стал смотреть таблички на каждом кресте, не знал, откуда начать. Кладбище оказалось большим, тысячи могил и почти на каждой стоял неприметный одинаковый железобетонный крест. После 2-3-х участков мой пыл поугас. Но я себя успокаивал, ничего, я знаю, он здесь, это точно. Я разобью территорию на участки, и буду ходить по частям, пока не найду. Но это потребует много времени, знать бы участок.

Я решил все-таки попробовать пойти в архив. Долго его искал, пока стоял в очереди понял, что служащая любит своего отца, ухаживает за могилой, а бабушка в очереди спрашивала, может кто ухаживал за могилой, которую она ищет, а ей отвечают Ц да кто будет ухаживать, если не вы. Подошла и моя очередь, я сказал, что ищу захоронение известного человека, что мы создали общество его имени, что хотим взять шефство, поставить памятник. Наверняка она читала «Республику Шкид» или смотрела одноименный фильм. Долго служащая не могла найти нужный журнал, не все записи сохранились, но вот, наконец, она сунула мне журнал - смотрите, я остолбенел. Я соприкоснулся с историей, эта запись сделана в день его похорон, знакомые буквы фамилии, последний его адресЕ Ц «Что вы долго смотрите» - окликнули меня, вам всего надо номер участка. «А это, что за номер?» - спросил я. Ц«Это номер бляхи могильщика, который копал могилу» - ответили мне. «Сколько я вам должен?» - спросил я. «Нисколько» Ц ответила она. Я долго благодарил ее и думал Ц мир не без добрых людей, скольких нас соединил вместе В.Н.

У меня были другие планы, но теперь я знал номер участка, я не удержался. На кладбище уже узнавали меня женщины, продающие цветы, спрашивали - нашел ли? Вот он участок, большой, может около тысячи могил. Сначала я смотрел все подряд, потом разбил на части, обращал внимание на кресты, но это было 20 лет назад, может уже памятник поставили, может кто ухаживал за могилой, а может заброшена. Когда я приближался к концу, сердце мое застучало, ну сейчас я увижу заветное имя. Но я дошел до конца и Ц ничего, значит, пропустил, решил я и начал скрупулезно искать заново. Много крестов были без табличек, некоторые повалены, участок сильно запущен. Здесь были могилы 40-60-х годов. И я понял, мы ее потеряли навсегда. Я пытался рыться у безымянных крестов в надежде найти отвалившуюся табличку, да видно они упали уже давно. На некоторых крестах были таблички, но время стерло краску, я пытался по сохранившимся царапинам восстановить имя.

Больше всего я боялся, что заброшенная могилка будет аннулирована, и там возникнут новые современные захоронения, на которые указывали большие плиты и памятники. Удрученный я возвращался домой.

Мне позвонила директор музея и сказала, что есть фотографии, где они на столетии стоят у могилы и ее можно найти. Я не верил, фотографиям 20 лет, появляются новые захоронения, ее уже не найдешь. Хотелось плакать.

У меня были срочные дела, поиски пришлось отложить, да я простыл и заболел от хождений по кладбищу, было сыро, кругом вода, ноги все время были мокрые.

Мне удалось получить в музее доступ к папке В.Н. и я стал изучать фотографии. На некоторых была изображена могила, соседние могилы с оградками, впереди была необычная оградка, а на размазанном фоне я заметил многоэтажный дом, деревья и два высоких памятника. Это хорошие ориентиры, если же конечно они сохранились. Фотографии мне не дали, я долго смотрел, чтоб запомнить мелкие детали: соседние памятники и рисунок оградки. Сразу же пошел на кладбище. Только подошел к участку и сразу увидел картинку с фотографии и два безымянных креста. Я растерялся и не мог поверить, не может быть, чтоб так быстро. Нет, надо проверить, может дальше будут такие сочетания. Я пошел в очередной раз по участку, заглядывая в уже знакомые имена на крестах, но подобных деталей нигде не было. Я не мог поверить такой удаче. Я все-время уходил от этой могилы и искал подтверждений в других местах участка и не находил. Неужели я смог идентифицировать месторасположение, мне не верилось. Кресты в печальном состоянии, полуразрушенные, раковины поросли мхом.

Мне казалось, что удастся превратить место, где покоится прах легендарного педагога, в объект воспитательной работы со студентами, место поклонения и почитания классика русской и советской педагогики учителями и преподавателями. На данном этапе мне это не удалось сделать. «Заманить» студентов на кладбище не представлялось возможным, поэтому шефство над могилой мне пока пришлось взять самому. На одной из конференций, где я опять упомянул о В.Н.Сороке-Росинском завуч одной из школ изъявила желание присоединиться ко мне, и еще одна студентка подошла и сказала, что у нее хобби цветоводство и она может на могиле посадить цветы.

Однажды, когда я пришел привести могилу в порядок к 60-летию Победы, около соседней могилы появилась старушка в белой одежде и стала поправлять живые цветы. Познакомившись с ней, я попытался выяснить ходит ли кто к этим двум крестам. Но она ответила, что ее родственники похоронены в другом месте, а сюда она ходит уже 18 лет к своему учителю-академику. Я удивился совпадению, но был занят работой по очистке раковины от мха. Помню, что она сказала, кто ухаживает за чужой могилой, тому прощается 11 грехов. Когда я оглянулся ответить ей, что я не за этим сюда пришел Ц старушка исчезла.

Сейчас кресты стоят безымянные, нужно срочно прикрепить таблички с именами, но мы не знаем, кто лежит рядом. Если его жена Элла Андреевна Люминарская, то, как известно, она пропала без вести во время блокады. Возможно это могила его мамы?

По-хорошему нужно поставить достойный памятник. Кроме того, поставить памятник в городе, где нет памятника учителю. И место хорошее, на площади перед кинотеатром «Москва», напротив здания школы им.Достоевского. На здании прикрепить памятную табличку и еще две таблички на ул.Садовой и Невском проспекте, где он жил. Объявить всенародный сбор средств для реализации этого проекта. Это задачи следующего этапа нашего общества.

Мы открыты к сотрудничеству. Кто что-то знает о Викторе Николаевиче, имеет его личные вещи, фотографии, мы будем рады любой информации. Навряд ли живы воспитанники Викниксора, но может они завещали что-то своим детям. Я верю, что остались какие-то родственники, может быть даже далекие, и у них есть какая-нибудь информация.

В университете Герцена есть музей, в том числе с материалами, посвященными В.Н.Сороке-Росинскому. Наша задача, в том числе, пополнить фонды этого музея соответствующими материалами, чтобы на них воспитывать будущие поколения педагогов. Однажды меня спросил какой-то студент, где хранятся очки В.Н.Сороки-Росинского? Поэтому мы будем рады любой его личной вещи, если вы сможете передать ее в музей. Для нас представляют ценность и воспоминания людей, знавшие Виктора Николаевича.

За ранее благодарен всем откликнувшимся, Христо Форов.

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz