А. Т. Губко В. Н. Сорока-Росинский * (1882Ч1960) В последние годы значительно возрос интерес широкой педагогической общественности к имени Виктора Николаевича Сороки-Росинского. Этому способствовало появление целого ряда статей и книг, авторы которых высоко оценивают деятельность замечательного педагога и справедливо относят его к числу классиков советской педагогической науки. Биография В. Н. Сороки-Росинского изучена слабо: более или менее хорошо описан лишь период его работы в школе им. Ф. М. Достоевского (1920Ч1925 гг.). В. Н. Сорока-Росинский родился 13 (26) ноября 1882 г. в Новгороде-Северском . Знаменательно, что здесь прошли отроческие годы К. Д. Ушинского. Безграничное уважение к великому земляку В. Н. Сорока-Росинский пронес через всю жизнь. Окончив в 1906 г. историко-филологический факультет Петербургского университета, В. Н. Сорока-Росинский занялся преподавательской деятельностью. Интерес к психологическим основам обучения и воспитания привел его к В. М. Бехтереву и А. Ф. Лазурскому, под руководством которых он два года работал в Военно-медицинской академии. Уже первая статья В. И. Сороки-Росинского «Возможна ли психология как самостоятельная наука?» (Вестник знания, 1906, № 10Ч11, 12) засвидетельствовала недюжинный теоретический талант педагога, его стремление постичь кардинальные проблемы психолого-педагогической науки. На вопрос, поставленный в заглавии, автор отвечает положительно, подчеркивая важную жизненную роль этой отрасли знания. Однако содержание статьи показывает, что он еще не усвоил материалистические принципы гносеологии, превратно понимает материалистическую теорию отражения как механическую. Следующая статья «Психология и самовоспитание» (Вестник знания, 1907, № 3) касается актуальных вопросов прикладной психологии. Автор считает, что кроме педагогики должна еще быть автогогика Ч наука о самовоспитании. Представляют интерес и его рассуждения о психологии славян. Глубоким исследованием в области культуры чувств явилась статья Сороки-Росинского «Эмоции и их культура» (Народный университет, 1907, № 4). Здесь так же , как и в предыдущих работах, психологические вопросы рассматриваются в тесном единстве с запросами педагогической практики. В статье «Психология в России» (Вестник знания, 1908, № 4) отмечается всевозрастающий интерес к этой науке, дается обзор деятельности основных психологических учреждений России, а также последних изданий по проблемам психологии. Попыткой исследования религиозной психологии является статья «Молитва» (Вестник знания, 1908, № 3, 6). Однако в этот период автор еще не был готов к научно-атеистической критике психологии религии. Педагогическое призвание, видимо, взяло верх над увлечением психологией, и проблематика всех последующих выступлений в печати становится по преимуществу педагогической, хотя психологический элемент в них остается значительным. В целом ряде публикаций В. Н. Сорока-Росинский выступает как филолог. В работе «Теория словесности» (в кн.: Курс русского литературного языка: В 3-х ч. СПб., 1907) автор дает основательный очерк теории поэтики, прозы и драмы. В 1910 г. вышел в свет его «Курс русской грамматики для взрослых». Педагогике и психологии детского чтения посвящена большая статья В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (Русская школа, 1910, № 1, 2). Многие положения этого глубокого исследования по детской и социальной психологии актуальны и в наши дни. Диалектика связи читательских интересов и глубинных течений жизни общества прослежена автором в статье «Певец борьбы» (Вестник знания, 1917, № 1 ), посвященной памяти Дж. Лондона. В. Н. Сорока-Росинский остро чувствовал приближение революции. В работах 1915Ч 1917 гг. он поднимает вопрос о необходимости коренного обновления школы и всего общества. В эти годы в журнале «Вестник воспитания» появляются такие его статьи, как «Наше будущее и наша школа» (1915, № 9), «Молодняк» (1915, № 12), «Школа борьбы» (1916, № 5Ч6). Особенно основательно эта тема раскрыта в монографии «Путь русской национальной школы» (Русская школа, 1916, № 7Ч8, 9, 10Ч11, 12), которая поставила В. Н. Сороку-Росинского в ряд крупнейших педагогов-теоретиков дореволюционной России. В. Н. Сорока-Росинский горячо приветствовал падение самодержавия. «Революция совершилась,Ч писал он,Ч старое рухнуло, и это уже не сон, не греза. Россия, к которой самодержавие приросло, казалось, так же крепко, как горб к горбуну, вдруг выпрямилась во весь свой богатырский рост и слышать уже не хочет о какой бы то ни было монархии... Революция совершилась и к прошлому уже не может быть возврата: возвращаться некуда» (От речей к делу.Ч Вестник знания, 1917, № 2Ч3, с. 73). Педагог хорошо понимал половинчатый характер Февральской революции, он выступил с призывом к дальнейшей борьбе за революционное обновление общества: «Пора кончать медовый месяц революции, довольно манифестаций, речей и иных способов словоизлияний Ч надо помнить, что пришел для России великий судный день, требующий от нее напряжения всех ее творческих сил, что все спасение в непрестанной, героической, самоотверженной работе по организации новой жизни» (там же, с. 74). С первых же дней существования Советской республики В. Н. Сорока-Росинский являл собой образец высокого, самоотверженного служения социалистическому обществу. Вся его дальнейшая жизнь была связана с построением новой школы, С 1918 г, он работает в Путиловском училище им. А. И. Герцена, которое возглавлял известный педагог В. А. Гердт, сумевший сплотить вокруг себя дружный педагогический коллектив и заразить его духом поисков и новаторства. Здесь впервые были организованы бесплатное питание школьников, группа продленного дня, называвшаяся тогда ученическим клубом, и другие новые формы учебно-воспитательной работы. Здесь возникла одна из первых детских республик типа будущих макаренковских колоний, где ребята находились круглый год, работая на принципах самообслуживания на огородах и парниках. На лето в сельскохозяйственное отделение Путиловского училища переезжали питомцы городского отделения, создавая нечто подобное нынешним лагерям труда и отдыха. Несомненно, В. Н. Сорока-Росинский многое почерпнул здесь для своей будущей работы на посту главы «Республики шкид».
|
|