Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев
 

А. Т. Губко

В. Н. Сорока-Росинский *

(1882Ч1960)

В последние годы значительно возрос интерес широкой педагогической общественности к имени Виктора Николаевича Сороки-Росинского. Этому способствовало появление целого ряда статей и книг, авторы которых высоко оценивают деятельность замечательного педагога и справедливо относят его к числу классиков советской педагогической науки.

Биография В. Н. Сороки-Росинского изучена слабо: более или менее хорошо описан лишь период его работы в школе им. Ф. М. Достоевского (1920Ч1925 гг.). В. Н. Сорока-Росинский родился 13 (26) ноября 1882 г. в Новгороде-Северском . Знаменательно, что здесь прошли отроческие годы К. Д. Ушинского. Безграничное уважение к великому земляку В. Н. Сорока-Росинский пронес через всю жизнь.

Окончив в 1906 г. историко-филологический факультет Петербургского университета, В. Н. Сорока-Росинский занялся преподавательской деятельностью. Интерес к психологическим основам обучения и воспитания привел его к В. М. Бехтереву и А. Ф. Лазурскому, под руководством которых он два года работал в Военно-медицинской академии. Уже первая статья В. И. Сороки-Росинского «Возможна ли психология как самостоятельная наука?» (Вестник знания, 1906, № 10Ч11, 12) засвидетельствовала недюжинный теоретический талант педагога, его стремление постичь кардинальные проблемы психолого-педагогической науки. На вопрос, поставленный в заглавии, автор отвечает положительно, подчеркивая важную жизненную роль этой отрасли знания. Однако содержание статьи показывает, что он еще не усвоил материалистические принципы гносеологии, превратно понимает материалисти­ческую теорию отражения как механическую. Следующая статья «Психология и самовоспи­тание» (Вестник знания, 1907, № 3) касается актуальных вопросов прикладной психологии. Автор считает, что кроме педагогики должна еще быть автогогика Ч наука о самовоспитании. Представляют интерес и его рассуждения о психологии славян. Глубоким исследованием в области культуры чувств явилась статья Сороки-Росинского «Эмоции и их культура» (Народный университет, 1907, № 4). Здесь так же , как и в предыдущих работах, психологические вопросы рассматриваются в тесном единстве с запросами педагогической практики. В статье «Психоло­гия в России» (Вестник знания, 1908, № 4) отмечается всевозрастающий интерес к этой науке, дается обзор деятельности основных психологических учреждений России, а также последних изданий по проблемам психологии. Попыткой исследования религиозной психо­логии является статья «Молитва» (Вестник знания, 1908, № 3, 6). Однако в этот период автор еще не был готов к научно-атеистической критике психологии религии.

Педагогическое призвание, видимо, взяло верх над увлечением психологией, и проблема­тика всех последующих выступлений в печати становится по преимуществу педагогической, хотя психологический элемент в них остается значительным. В целом ряде публикаций В. Н. Сорока-Росинский выступает как филолог. В работе «Теория словесности» (в кн.: Курс русского литературного языка: В 3-х ч. СПб., 1907) автор дает основательный очерк теории поэтики, прозы и драмы. В 1910 г. вышел в свет его «Курс русской грамматики для взрослых». Педагогике и психологии детского чтения посвящена большая статья В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (Русская школа, 1910, № 1, 2). Многие положения этого глубокого исследования по детской и социальной психологии актуальны и в наши дни. Диалектика связи читательских интересов и глубинных течений жизни общества прослежена автором в статье «Певец борьбы» (Вестник знания, 1917, № 1 ), посвященной памяти Дж. Лондона.

В. Н. Сорока-Росинский остро чувствовал приближение революции. В работах 1915Ч 1917 гг. он поднимает вопрос о необходимости коренного обновления школы и всего общества. В эти годы в журнале «Вестник воспитания» появляются такие его статьи, как «Наше будущее и наша школа» (1915, № 9), «Молодняк» (1915, № 12), «Школа борьбы» (1916, № 5Ч6). Особенно основательно эта тема раскрыта в монографии «Путь русской национальной школы» (Русская школа, 1916, № 7Ч8, 9, 10Ч11, 12), которая поставила В. Н. Сороку-Росинского в ряд крупнейших педагогов-теоретиков дореволюционной России.

В. Н. Сорока-Росинский горячо приветствовал падение самодержавия. «Революция совершилась,Ч писал он,Ч старое рухнуло, и это уже не сон, не греза. Россия, к которой самодержавие приросло, казалось, так же крепко, как горб к горбуну, вдруг выпрямилась во весь свой богатырский рост и слышать уже не хочет о какой бы то ни было монархии... Революция совершилась и к прошлому уже не может быть возврата: возвращаться некуда» (От речей к делу.Ч Вестник знания, 1917, № 2Ч3, с. 73). Педагог хорошо понимал половин­чатый характер Февральской революции, он выступил с призывом к дальнейшей борьбе за революционное обновление общества: «Пора кончать медовый месяц революции, довольно манифестаций, речей и иных способов словоизлияний Ч надо помнить, что пришел для России великий судный день, требующий от нее напряжения всех ее творческих сил, что все спасение в непрестанной, героической, самоотверженной работе по организации новой жизни» (там же, с. 74).

С первых же дней существования Советской республики В. Н. Сорока-Росинский являл собой образец высокого, самоотверженного служения социалистическому обществу. Вся его дальнейшая жизнь была связана с построением новой школы, С 1918 г, он работает в Путиловском училище им. А. И. Герцена, которое возглавлял известный педагог В. А. Гердт, сумевший сплотить вокруг себя дружный педагогический коллектив и заразить его духом поисков и новаторства. Здесь впервые были организованы бесплатное питание школьников, группа продленного дня, называвшаяся тогда ученическим клубом, и другие новые формы учебно-воспитательной работы. Здесь возникла одна из первых детских республик типа будущих макаренковских колоний, где ребята находились круглый год, работая на принципах самообслуживания на огородах и парниках. На лето в сельскохозяйственное отделение Путиловского училища переезжали питомцы городского отделения, создавая нечто подобное нынешним лагерям труда и отдыха. Несомненно, В. Н. Сорока-Росинский многое почерпнул здесь для своей будущей работы на посту главы «Республики шкид».

 

 

 

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz