Регина Борисовна Вендровская Виктор Николаевичь Сорока-Росинский Ц ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ* В.Н.Сорока-Росинский Ч выдающийся отечественный педагог-гуманист. По богатству творческой мысли и результативности практической деятельности он заслужил право стоять в одном ряду с П.П.Блонским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко. Долгое время его имя было мало известно педагогической общественности. Однако сегодня, в преддверии XXI века, его идеи о путях развития русской национальной школы, воспитании в духе гуманизма и подлинной духовности приобрели исключительную актуальность. Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 25 ноября 1882 г. в украинском городке Новгород-Северском, в семье офицера, полковника Николая Сороки, отличившегося в русско-турецкой войне 1877Ч1878 гг. Окончив гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании университета в 1906 г. В.Н.Сорока-Росинский начал преподавательскую работу в гимназиях, в том числе в известной Стрельнинской гимназии. На протяжении всей своей педагогической деятельности он интересовался и психологией и даже два года проработал в психологической лаборатории Военно-медицинской академии, которой руководил видный отечественный психолог А.Ф.Лазурский. Стремление соединить педагогику с психологией было характерно для В.Н.Сороки-Росинского: думая о путях воспитания или перевоспитания детей и подростков, он прежде всего стремился постичь их природу, понять их психологические особенности. В период с 1906 по 1917 г. Сорока-Росинский опубликовал ряд работ, посвященных вопросам обучения и воспитания. Его статьи систематически появлялись на страницах педагогических журналов. Круг его интересов широк: философские и методологические вопросы психологии; проблемы национальной психологии и пути развития русской национальной школы; вопросы воспитания, в том числе трудных и аномальных детей и подростков; взаимоотношения учителей и учащихся и многое другое. В основе деятельности В.Н.Сороки-Росинского Ч его стремление способствовать подъему культурного и образовательного уровня народа, преобразованию русской школы на началах гуманизма и демократии. Наиболее полно идеи В.Н.Сороки-Росинского тех лет были представлены в серии статей, опубликованных в 1916 г. в известном педагогическом журнале «Русская школа» и представлявших по существу единую монографию. Эти статьи назывались «Пути русской национальной школы» и отличались как широтой поставленных вопросов, так и глубиной содержащихся ответов. Октябрьская революция 1917 г., установление советской власти сопровождались полным отказом от предшествующей традиции во всех областях общественной жизни. Коммунистическая идеология поставила задачу крутой ломки веками формировавшегося исторического сознания народных масс. Началом подлинной истории России рассматривалась Октябрьская революция. Провозглашалось абсолютное преимущество классового подхода над общечеловеческими ценностями. Интернационализм, чаяния мировой революции противопоставлялись национальному сознанию и патриотизму. Новое революционное мировоззрение должно было включать в себя и воинствующий атеизм, отрицающий с классовых позиций не только церковные догмы, но и историю духовной культуры, социально-политическую роль духовенства в истории Российского государства. Совокупность этих идей была заложена в основу образования и воспитания молодежи, формирования активной личности строителя нового социалистического общества. В соответствии с духом времени эта система была жестко политизирована и предполагала полное соединение обучения и воспитания с политической, экономической и идеологической жизнью страны. И вместе с тем именно в это время, в рамках или вне рамок школы, возникли воспитательные системы, которые носили подлинно гуманистический характер и, сохраняя включенность детей в жизнь страны, воспитывали их в духе общечеловеческих ценностей. Создатели этих систем, оригинальных учебных заведений были яркими и одаренными педагогами с четко выраженной гуманистической и демократической ориентацией, которая сложилась еще в дореволюционное время (С.Т.Шацкий, Я.И.Попова, О.В.Кайданова и др.). В своей просветительской деятельности они опирались на прогрессивные традиции предшествующего периода, передавая их как эстафету будущим поколениям педагогов. В их ряду достойное место занял и Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Можно предположить, что ломка приоритетов и ценностей, произошедшая в октябре 1917 г., потребовала от него немалого мужества, чтобы найти свое место в жизни. Сорока-Росинский продолжил свою преподавательскую деятельность. В 1918Ч1920 гг. он работал в Путиловском училище им.Герцена, которым руководил В.А.Гердт, представитель известной династии русских педагогов, создавший школу нового типа с прекрасным педагогическим коллективом. С 1920 по 1925 г. В.Н.Сорока-Росинский возглавлял школу для трудновоспитуемых детей и подростков им Ф.М.Достоевского в Петрограде. В последующие годы он преподавал в ряде школ Ленинграда, заведовал 39-й школой Центрального района, работал в Торфяном техникуме для трудновоспитуемых, в школе для психоневротиков при Ленинградском педологическом институте. Одновременно был сотрудником этого института вплоть до его закрытия в 1936 г. В годы войны В.Н.Сорока-Росинский пережил все тяготы ленинградской блокады. В состоянии крайнего истощения он был эвакуирован на Алтай, а затем переехал в Киргизию. Работал в педагогических учебных заведениях и органах народного образования. В Ленинград В.Н.Сорока-Росинский вернулся в 1948 г. и вновь окунулся в педагогическую деятельность: преподавал в ленинградских школах, разрабатывал вопросы методики преподавания русского языка и географии, писал воспоминания. Но годы брали свое, здоровье было подорвано, и работать в полную силу Виктор Николаевич уже не мог. Он организовал детский клуб на дому Ч «академию», как шутливо ее называл. Помогал ребятам, отстающим по русскому языку, играл с ними в орфографическое лото. В его тесной комнате дети слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству. Он ходил с ребятами по Ленинграду, знакомил их с историей и архитектурой города, ездил с ними на море. В.Н.Сорока-Росинский погиб 1 октября 1960 г. Он поехал за билетами в кино, чтобы порадовать отстававшую в учении больную девочку, наконец-то получившую первую пятерку. Плохо видя и слыша, он не заметил приближавшегося трамвая. Так, с билетами, зажатыми в руке, он и умер на больничной койке. Биография В.Н.Сороки-Росинского не изобилует яркими событиями и карьерными взлетами. На первый взгляд она даже кажется обыденной. Жил, как и большинство его современников, честно трудился, погруженный в тяготы и надежды эпохи. Но это была жизнь человека, обладавшего ярким темпераментом, недюжинным умом, большим личным обаянием. Однако в условиях тоталитарной системы ум и талант его, как и многих его современников, оказались невостребованными. Новые времена, которые переживает современная Россия, разрыв с тоталитарным прошлым и строительство подлинно демократического государства потребовали создания иной школы, разнообразной по форме и демократической по содержанию. И в решении этих сложных задач мы вновь обращаемся к опыту наших выдающихся предшественников, стремясь найти в их педагогическом наследии ответы на волнующие нас современные проблемы. С этой точки зрения круг идей, рассмотренных в работах В.Н.Сороки-Росинского, как дореволюционного, так и послереволюционного периодов, несомненно актуален и представляет значительный интерес. Один из ведущих мотивов педагогического наследия В.Н.Сороки-Росинского Ч необходимость создания подлинно национальной русской школы. Развивая идеи К.Д.Ушинского о народном характере воспитания, Сорока-Росинский подходит к этой проблеме с психологической точки зрения, рассматривая, по существу, вопрос о менталитете народа, его национальном своеобразии. Весьма актуально звучат мысли В.Н.Сороки-Росинского о том, что именно национальным своеобразием народа определяются цели и особенности образования и воспитания, при этом педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Будучи истинным гуманистом, В. Н. Сорока-Росинский рассматривает национальное сквозь призму общеэтических принципов и общечеловеческих идеалов и только в этом случае признает его педагогическую ценность. Он резко разграничивает национальный и националистический подходы к воспитанию, осуждает попытки поставить свою нацию выше других народов, приписать ей некую особую миссию, которую она выполняет на земле, выпячивать «светлые» и затушевывать «темные» стороны русской жизни. Внушение детям нетерпимости к иной нации и возведение национального эгоизма в принцип личного поведения противоречат, по мнению Сороки-Росинского, самой сущности педагогики, превращают национальное воспитание в «аморальное начало». Развитие подлинно национальной школы возможно на основе решения ряда социальных проблем. Прежде всего, школа демократического государства должна стать всеобщим, обязательным для всех детей учреждением. Эта школа должна быть вне политики, ибо, как отмечал В.Н.Сорока-Росинский, «школа и политика лежат в разных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь развращение несовершеннолетних». Подобная позиция вытекала из его принципов, поскольку он рассматривал педагогику не столько как науку, сколько как этическую систему, которая должна регулироваться общими этическими ценностями истины, добра и красоты. Но это вовсе не значит, что он не придавал значения социальному воспитанию. В условиях демократизации общества и всеобщего обучения как никогда возрастает роль школы в воспитании у учащихся чувства гражданской ответственности. По словам Сороки-Росинского, школа должна воспитывать так, как будто «каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей, где необходимо иметь хорошо воспитанное государственное чутье и чувство огромной нравственной, прежде всего ответственности». Придерживаясь демократических взглядов, будучи сторонником предоставления каждому гражданину широких возможностей, введения всеобщего избирательного права. Сорока-Росинский понимал, сколь опасно для общества отсутствие у людей чувства ответственности или незнание своих прав. Именно поэтому в условиях демократического общества возрастают воспитательные функции школы. Чрезвычайно современно звучат мысли В.Н.Сороки-Росинского о значении семейного воспитания. Резко критикуя попытки создать средствами воспитания новую, лучшую «породу» людей, отгородив детей с самого раннего возраста от влияний семьи, Сорока-Росинский показывает значение семейного воспитания как основы формирования личности ребенка. Он подчеркивает и выделяет роль религии как духовной основы семейного воспитания, скрепляющей семью, дающей ей нравственное единство и одну общую высшую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи от самого старшего до самых маленьких. Другим важнейшим фактором семейного воспитания является совместный труд членов семьи. Он лучше всяких проповедей и поучений воспитывает ребенка в любви к работе, формулирует у него чувство собственного достоинства, прививает презрение к тунеядцам, бездельникам и лодырям. И хотя в городской семье решение этих проблем является делом достаточно сложным, сама постановка вопроса актуальна и для нашей современности. Необходимым условием семейного воспитания является приобщение детей к подлинно народной культуре. Песня, сказка, народная музыка Ч все эти проявления народного творчества, идущие из глубины веков, воспитывают у человека национальное чувство, формируют его национальную индивидуальность. Зарождаются и формируются эти особенности в семье, с колыбельными песнями матери. В.Н.Сорока-Росинский констатировал кризис семейного воспитания в современном ему русском обществе. С горечью и болью он писал о том, что вместо духовной и трудовой организации, живущей общей жизнью, семья превратилась в общую столовою и ночлежку. Проблемы семейного воспитания остро стоят и в наши дни. Пути их решения, предложенные выдающимся педагогом, заслуживают внимания и сегодня, потому что принадлежат к тем вечным ценностям, которые всегда будут волновать человечество. В.Н.Сорока-Росинский полагал, что в условиях кризиса семьи, вызванного резкими изменениями в общественной жизни, ломкой традиций, именно школа должна взять на себя функции, во многом утерянные семьей, и прежде всего сохранение социального здоровья нации. Для этого она должна быть национальной. Сорока-Росинский писал об этом убедительно и проникновенно: «...традиции и идеалы, общие чувствования, соединявшие ранее семью, национальная школа должна будет взять из того, что является таким врожденным, интимным и близким, как и семья, Ч из сущности родной страны и родного народа». Национальное начало должно лежать в основе образования и воспитания, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной, Ч таков основной тезис В.Н.Сороки-Росинского, заложенный им в основу теории создания русской национальной школы. Рассматривая национальную культуру как высшее проявление духовной жизни нации в общемировом процессе, В.Н.Сорока-Росинский с гордостью писал о величии русской культуры, которую рассматривал как общечеловеческое достояние: «...Русская культура, как и всякая национальная культура, является тем высшим проявлением творческого гения народа, где он выходит из пределов своей национальной особности и превращается в общечеловеческое достояние, где он становится необходимым для всех других народов». В современных условиях весьма актуальна мысль В.Н.Сороки-Росинского об объединяющей роли русской культуры для представителей многочисленных народностей России, вынужденных в силу исторических, экономических и, культурных условий жить «под одной крышей». Это вовсе не означает насильственного насаждения русской культуры, силовых методов ее внедрения. Будучи высшей этической и художественной ценностью, она может очаровывать, привлекать и пленять любого человека независимо от его национальности.
|