Общество им. В.Н. Сорока-Росинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Предистория | Программа | Христо Форов
Биография | Библиография | Сочинения | Школа Достоевского
М.В.Богуславский | А.Т.Губко | Р.Б.Вендровская | Л.Р.Кабо
Г.Г.Белых | Л.Пантелеев

 

Основное содержание  

Характеристика эпохи. Декларация о единой трудовой школе. Новая парадигма образования (П.П.Блонский). Школа I и II ступени. Наркомпросс. Шкраб. Концентры. ШРМ и ШКМ, ФЗУ и ФЗС. Идея сращивания школы с производством (М.В.Крупенина и В.Н.Шульгин). ЦИТ и А.К.Гастев. Комплексное обучение (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий и др.). Метод проектов и Дальтон-план. Борьба с беспризорничеством. Ликбез. Всеобщее начальное обучение. «Советская» гимназия Ц стандартизация школы.

Педагогическая система школы. Понятие воспитательной системы. Формирование воспитательной системы школы. Типы образовательных систем. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности: исторический обзор.

Жизнь и деятельность В.Н.Сороки-Росинского (1882-1960). Педагог: теоретик и практик, создатель оригинальной системы воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Рождение и семья, детские увлечения. Александровская Новгородская мужская гимназия. Студент историко-филологического факультета Петербургского университета. По окончании университета в 1906 году работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда (в 1918-20гг. в училище Путиловского завода. В 1920-25 возглавлял Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых (Школа-коммуна им. Ф.М. Достоевского (ШКИД). В 1925-28 директор школы для трудных подростков, методист отделения социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) ЛГПИ им. А.И. Герцена, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми; преподавал в классах для трудновоспитуемых детей при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933-36 научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда (до 1942 и после 1948); с 1942 в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте. Домашняя «Академия». Ученики В.Н.Сороки-Росинского.

Русская школа как национальный феномен . Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея - народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям - Родине, благо народа. По мысли Виктора Николаевича, "воспитание превращается в долг каждого - и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом" (Пед. соч., 1991, с. 121). Он осуждал националистическое воспитание, проповедующее нетерпимость к другим нациям. «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое в воспитании».

Психолог и психиатр . «Психология в России», «Психология и самовоспитание». Подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Одним из первых он начал изучать психологию педагогов.

Трудновоспитуемые . Решительно выступил против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. Он считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. Своих воспитанников В.Н.Сорока-Росинский относил к "супранормному-эндогенному типу", то есть к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей он предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его примерЕ», учитель должен быть «породистым». «Буза», карцер, летопись.

ШКИД . «Школа им.Достоевского».

Принцип демократичности в воспитании и обучении.

Принцип фундаментальности образования . Главным в учебно-воспитательном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно). Атмосфера напряженного интеллектуального труда. «Школа действия» Ц «Всякое знание превращать в деяние». Метод театрализации .

Принцип творческой интеллектуально-познавательной деятельности . В период всеобщего увлечения трудовой школой имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность Ц на творческую интеллектуальную познавательную деятельность. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех.

Принцип творческой самодеятельности . Творчество Ц главный воспитатель. Вторым китом, на котором держится учебно-воспитательный процесс, считал самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Создание журналов, постановка спектаклей (педагоги совместно с воспитанниками). Характер «эпидемий». Атмосфера соревновательности, стремление подняться к вершинам творчества.

Принцип единого коллектива воспитателей и воспитанников . К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Предложил своеобразную типологию "пород" учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников - обогащавших друг друга индивидуальностей В.Н.Сорока-Росинский обобщил в работах (не опубл.) "Лекции по коллективной педагогике", "Учение о строении и развитии школьных коллективов", "Введение в коллективную педагогику". К основным стадиям формирования коллектива он относил сборище, стадность, организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели. «Культурная революция и педагогические коллективы».

Принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого воспитанника . Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах. Создание специально уединенных помещений для индивидуального творчества и размышления. Анализируя проблему наказания в воспитании, В.Н.Сорока-Росинский пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии Ц самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Основной принцип работы Ц стимулирование самостоятельности, самодеятельности учащихся, которые вместе с тем понимали Ц им необходимо учиться, «чтобы выйти в люди».

Автогогика. Самовоспитанию В.Н.Сорока-Росинский всегда придавал большое значение, ещё в работе "Психология и самовоспитание" (1907) он ставил вопрос о создании специальной науки - автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность.

Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учебы. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

Принципы суворовской педагогики : «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».

Частная педагогика. Со 2-й пол. 30-х гг. В.Н.Сорока-Росинский занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусской школе. Ещё в дооктябрьский период им были сформулированы положения о типе детской книги - стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и т. д. - не потерявшие актуальности для современной практики издания детской литературы. В преподавании русского языка подчёркивал приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся, умение быстро и самостоятельно ориентироваться и др., которые выводил из "Суворовской педагогики". Подготовил книги "Построение и ведение урока русского языка в средних классах", "Обучение выразительному чтению в ср. классах", проспект учебника грамматики (не опубл.).

 

 

Предыдущая страница

 

Научный руководитель:
Доцент: Христофоров Сергей Владимирович

 
| Сайт рекомендутся просматривать при разрешении 1024х768 |
| ©2005 Studio Gitaman Company |



Сайт управляется системой uCoz